top of page
Поиск

Увиденность и контакт

  • Фото автора: Александра Кожехова
    Александра Кожехова
  • 21 окт. 2024 г.
  • 3 мин. чтения

В сессии с клиентом, конечно, легче исследовать его внутреннюю феноменологию, чем вступить с клиентом в контакт. Когда клиент подходит к точке самого ядра переживания, самого уязвимого и болезненного, есть две опции - продолжать расспрашивать, занимать немного дистантную позицию, придержать свои чувства и продолжать быть в каком-то смысле отстранённой. Не в смысле не интересоваться, а в смысле не пойти в человеческую встречу, я называю это «отсидеться» в роли терапевта. А можно пойти в свои чувства и поделиться ими с клиентом. И то, и другое важно и нужно, если уместно и полезно для клиента, но второе обычно страшнее. Это ощущается как очень близкое, местами даже обжигающее переживание близости и увиденности друг друга. Это про встречу в этом моменте, про контакт и оголённость.


Расскажу на абстрактном примере. Например, на сессии клиентка рассказывает о том, что в детстве стеснялась одной своей физической особенности. Перед школой несколько лет подряд она смотрела на себя в зеркало и плакала. В школе над ней периодически смеялись. Она хотела быть красивой и пыталась придумать, как бы ей скрыть эту особенность. Взрослые махали рукой и говорили, чтобы не придумывала ерунды. Она переживала, что её не полюбят такой и чувствовала себя отдельной ото всех, не включённой в общий круг.


И когда она мне это рассказывала, у меня внутри появилось сочувствие и такая нежность к ней, той маленькой девочке, у меня подступили слёзы. Но я выбрала не дать им волю, не показать своих чувств. Я оставалась скорее расспрашивающей, присутствующей, но не пошла на границу контакта. Выбрала не сказать о том, что меня переполняют нежность и сочувствие, и я плачу сейчас вместе с ней. Выбрала не приближаться так близко. Частично - из-за установок, что терапевту не положено так сильно проявлять чувства, частично - из страха испытать неловкость самой и из-за фантазий о том, что клиентке тоже будет неловко. Хотя моя реальность в тот момент была такова.


Я разбирала это на супервизии и пришла вместе с супервизором вот к чему.


Если это чувства, связанные с контактом между нами, то скорее всего мои слёзы и высказанные слова про нежность и сочувствие были бы целебны. Потому что это то, что клиентке не было дано тогда, маленькой. Так сложилось, что никто не сочувствовал ей по-настоящему. Она не была замечена в своей боли. А она хотела быть красивой. Мои слова могли бы помочь клиентке больше соприкоснуться со своими чувствами и прожить их полно, а ещё слова могли бы дать ей то, чего она была лишена тогда - сочувствия и нежности. А ещё - опыт увиденности и контакта, потому что в жгучем стыде кажется, что ты настолько корявый, что людям даже на тебя смотреть как-то не очень.


А вот если мои слёзы и чувства не из контакта с ней, а из моей травмы (если я бы я переживала что-то подобное сама, то есть наши травмы в чём-то похожи), то получается, что я в этот момент проваливаюсь в свою травму (в данном случае это было не так). И тогда, вероятно, придержать чувства и остаться в более дистантной позиции, продолжая клиентку расспрашивать про внутреннюю феноменологию, было бы правильным решением. И дальше нести свои переживания в личную терапию и супервизию.


Ну и ещё, конечно, соизмерять, как клиенту будет в этой встрече, сможет ли он её выдержать. Потому что близость тоже может быть непростой для переживания.


Рисковать приближаться и встречаться чувствами, слезами и взглядом - волнительно. Но, если повезёт, клиент может увидеть этот другой взгляд на себя, и это может посадить зерно нового, доброго взгляда клиента на себя. И он может вдруг увидеть себя по-настоящему, отразившись от другого человека.


В гештальт-терапии многое завязано на лечение отношениями. Мы ранимся в отношениях, и только отношения и могут нас исцелить. Нередко терапевт - первый человек в жизни клиента, который произносит вслух:

-я тебе очень сочувствую

-я вижу тебя

-с тобой нельзя было так обращаться

-прости, я была неправа

-то, что он сделал - жестоко

-как горько, что никто не помог тебе тогда

-ты ценен сам по себе, потому что ты - это ты

-тебе через многое пришлось пройти

-мне жаль, что некому было заступиться за тебя

-с тобой всё нормально

-ты имеешь право на любые чувства


Постепенно клиент учится самому с собой разговаривать по-доброму и внимательно.



 
 
 

Comentarii


bottom of page