Предварительная работа
- Александра Кожехова
- 30 янв.
- 2 мин. чтения
Хожу на терапевтическую группу по созависимости. Много мы там работаем над очень внимательным рассмотрением зависимого паттерна, границами, злостью, твердостью, свободой, способностью говорить «нет», выбирать себя. Это довольно общие слова, они не описывают весь объем движения внутренних тектонических плит. Но все же.
Читаю много про трудоголизм, эмоциональную зависимость, пищевую. И вот что я думаю. Думаю, чтобы с этим работать, предварительно должна быть проделана большая внутренняя работа в терапии.
- Работа по замедлению.Чтобы рассмотреть автоматизмы, нужно замедляться. Я клиентам обычно говорю: «давай посмотрим раскадровку, немножко подзумим». Нужно стать сильно сильно медленнее и обнаруживать, что происходит внутри. Смотреть на внутреннее с мягкой внимательностью, как наблюдаешь за бабочкой, боясь ее спугнуть резким движением.
- Работа по развитию смелости ходить в сложное. Если у человека уже есть опыт обнаружения сложного, тяжелого, и он через это прошел и почувствовал себя лучше, он сможет, вероятно, ходить в более тяжелые и фундаментальные вещи. Потому что зависимый паттерн - это довольно фундаментальная конструкция, это не разовый внутренний конфликт, это набор способов, чувств и действий обходиться с собой и миром вокруг себя. Думаю, в этом пункте особенно важен альянс между терапевтом и клиентом. Потому что страшно ходить в сложное в одиночку.
- Работа по обнаружению чувств. Чтобы смотреть в дыру, которую прикрывает зависимость, нужно уметь различать, какие чувства появляются, если объекта зависимости нет. Например, в случае трудоголизма - что происходит, если нет занятости, к которой так привык. Если ты выпадаешь из круга «белка в колесе», что происходит внутри? Это может быть настоящим открытием. Кажется, что ничего не делать - это желанное состояние. Но по факту в этой пустоте психика начинает разгонять тревогу, потому что открывается большая внутренняя дыра, которую человек заполнял делами, нужностью другим, бизнесами, учебой, детьми, бытом (подставьте свое). Или, например, различать чувства, которые происходят за несколько минут до очередной порции латте с булочкой с корицей (подставьте свое). Или что происходит, когда человек, на которого сильно завязана самооценка, вдруг отдаляется, находит другого партнера, меняется. Это сложная и тонкая работа. Смотреть в зазор между стимулом и реакцией. Туда не хочется смотреть. И тем более не хочется сходить с привычных рельс. Но что-то же человека привело в точку, где так, как раньше, уже нельзя.
- Работа по выдерживанию фрустрации. Есть чувства, которые неприятно проживать. Точнее, потом уже нормально, но поначалу может быть тяжело, от них может хотеться всеми способами сбежать. Заметить свою дыру требует большой смелости. Смелости выдержать и увидеть то, из чего состоит дыра, и чем она прикрывается. Там обычно много боли. И эту боль нужно прожить, не убегая, пройти через нее, посмотреть ей в глаза.
«Мы должны пройти через боль на самом глубоком уровне и приблизиться к самой дыре, чтобы увидеть эти воспоминания» (Алмаас).
Поэтому психотерапия - долгое занятие. Я все больше в супервизии раз за разом прихожу к тому, что нормальная работа - долгая и регулярная. Часто - на несколько лет. И клиентов беру чаще всего в долгосрочную работу. Волшебных таблеток нет, потому что паттерны, с которыми человек пришел, нарабатывались много лет. И хорошо, что они были, значит, человек как-то адаптировался. Но, похоже, старые способы уже не работают, а новых не появилось. Кризис. И чтобы подобраться к фундаменту, нужно проделать много подготовительной работы, чтобы психика пустила в следующие слои.

Comments