Позиция жертвы и позиция ответственности
- Александра Кожехова
- 27 мар.
- 3 мин. чтения
У меня хризантемы и черемуха. И текст про лосей.
Мне рассказали про коуча, который в шутку называет людей «лосями» - из-за привычки таких людей говорить «случилось», «получилось», «сложилось».
Если отбросить грубоватую форму и заметить суть, то очень даже хорошо. Как часто мы говорим - так вышло, так сложилось, я вынуждена, нам не оставили выбора.
Я могу жаловаться на усталость или неполадки в жизни, но неизменно возвращаться к вопросу - кто же это все выбрал, Саш? Кто выбрал так много работать и учиться? Кто выбирает каждые выходные посвящать не отдыху? Кто выбирает обслуживать других? Кто выбирает не ходить в отпуск превентивно, а только когда уже устала? Кто выбирает давать больше энергию другим людям, чем себе? Кто выбрал взять ипотеку? Кто выбирает жить в этом городе? Кто выбирает общаться с людьми, забирающими силы? Кто выбрал вместо прогулки смотреть в телефон? Кто выбирает просидеть до двух ночи вместо крепкого сна? Банально - кто выбирает откладывать несколько месяцев покупку ортопедической подушки и блэкаут штор, чтобы спать комфортнее? Кто выбирает не просить о помощи по дому? Все это я, а не кто-то другой или сложная жизнь.
Подставьте свое - кто выбрал рожать детей, переехать, завести отношения, закончить отношения, пойти на эту работу, уволиться с работы, жить с этим человеком или одному, потратить деньги, не потратить деньги, тратить время на это или на то.
Большая часть из происходящего со мной - результат моего выбора, осознаю я это или нет.
Речь идет не про «не ной» и «соберись, тряпка». Нет ничего страшного в том, чтобы иной раз поныть, поворчать, злиться, поделиться сложностями с близкими. Да и вообще - нормально периодически уставать и быть растерянной.
Позиция жертвы - это не про то, чтобы не уставать и не иметь права поныть. Это про перекладывание ответственности за свое страдание на других людей и обстоятельства. Из жертвы кажется, что кто-то выбрал мою жизнь за меня. Устроил мою жизнь такой, какая она есть. А я как будто рядом просто стоял.
Конечно, некоторые вещи мы не выбираем, но точно выбираем, что делать с последствиями.
Абстрактный пример: человек эмигрировал. Плохо, больно, страшно - это и правда тяжело. Позиция жертвы в данном случае будет - бесконечно, годами ругать обстоятельства, из-за которых пришлось переехать; человека, который тебя «затащил» в эмиграцию; страну, в которой противные люди, ужасный язык и отвратительная еда.
Признание ответственности будет - проживать чувства, замечать, что они принадлежат мне. Увидеть, что я переехал, чтобы удовлетворить какую-то свою потребность. Может быть, я не хотел переезжать, хотел оставить все, как есть. Но мне было все-таки важнее уехать в безопасность/сохранить семью/позаботиться о себе, семье, детях и тд. А может быть, я просто боялся принять другое решение, и тогда мой выбор был продиктован моим страхом и неготовностью шагнуть в неизвестность своей отдельной жизни.
В любом случае, осознанно или нет, я выбрал это. Выбрал удовлетворить самую доминирующую на тот момент потребность. Мог выбрать остаться, но выбрал все же переехать. Заметьте, это не исключает проживания сложных чувств. За фразой «у меня не было выбора» чаще всего стоит это: выбор был, и я выбрал то, что было на тот момент наименее для меня пугающим. Это не случилось само собой.
Заметить свой вклад в происходящее сложно и страшно. Потому что когда признаешь свой вклад и свою ответственность, возможно, придется принимать какие-то решения, а это вызывает тревогу. Сильно удобнее считать, что мою жизнь устроил кто-то другой или обстоятельства.
Но, может быть, после признания ответственности, получится выдохнуть и начать строить жизнь в новом месте, таком несовершенном. Грустить, горевать, печалиться, злиться, но уже с ощущением авторства и управляемости своей жизни, а не потока хаотичных событий, случающихся сами собой. А может быть, признав собственный вклад, вернуться и начать делать то, что на самом деле хочется.
Понятное дело, в жизни случаются плохие вещи. Но как отвечать на это - наш выбор. Как писал Франкл, наша свобода лежит в зазоре между стимулом и реакцией. У авторства есть цена - некого винить. У жертвы тоже есть цена - ощущение безжизненности.
P.S. Выход из жертвы, на мой взгляд, не может быть без признания своего прошлого. Тех вводных, с которыми мы пришли в этот мир и росли. Это этап в терапии, который не навсегда. Наступает время, когда уже можно оплакать все, что не случилось, и заметить, что моя жизнь идет прямо сейчас, единственная и неповторимая, и теперь в большинстве случаев только я решаю, какой она будет.

Comments